by

«VKT». Экскурсия по заводу.

Коллеги, добрый день.

Сегодня мы посетим один из заводов компании ООО «ВКТехнология» (Рязанский р-н, с. Поляны). Она существует уже более 15 лет, и занимается производством различного вентиляционного оборудования, в т.ч.: каркасно-панельных вент. установок, радиальных вентиляторов, противопожарных клапанов и многого другого. На этом заводе, также собирается вся автоматика. Рабочие колёса для своих вентиляторов ВКТ делает на другом заводе в г. Рязань, который мы, увы, не посетили.

Мы на территории завода. На ней есть небольшой пруд, а летом в нём даже устраивают соревнования по рыбалке, — ловят выращиваемых мраморных карпов.

Внутри завода ВКТ/VKT.

Внутри завода ВКТ/VKT.
Пруд на территории завода.

Пора пройти внутрь. На входе, часть готового к отгрузки оборудования и стеллажи для хранения продукции.

Внутри завода ВКТ/VKT.

Чуть дальше мы видим уже отбалансированные вентагрегаты на паллетах. Завод ВКТ, сам производит рабочие колёса для своих вентагрегатов различного исполнения, общепромышленные двигатели по большей части — это стандартные АИРовские от наших земляков из г. Нижнего Новгорода, компании «Практик».

Внутри завода ВКТ/VKT. Радиальные вениляторы
Вентагрегаты перед установкой в корпус. Виброизоляторы пока просто прикручены сверху для удобства, чтобы не потерять.
эл. двигатель АИР 160М6 (Практик)
эл. двигатель АИР 160М6 (Практик)

Нам попались колёса 10 и 11 типоразмеров, детально зазоры между входным коллектором и рабочим колесом изучить не удалось (навскидку в диапазоне 9-13 мм для этих типоразмеров). Со слов начальника технического отдела, они — в пределах допусков.

Если немного углубится в эти допуски, то согласно действующему ГОСТ 5976—2020 (п.6.3.8) зазор между входным коллектором и рабочим ко­лесом должны соответствовать аэродинамической схеме вентилятора. Сами же аэродинамические схемы никакими нормативными документами не предусмотрены, в свободном доступе удаётся найти их только в справочной советской литературе [2], либо уже в виде ряда типоразмеров, прим.: чертежи вентилятора ВЦ4-75 (современный ВР 80-75), источник [1]

Чертёж ВЦ 4-75 стандартных номеров с рекомендуемым зазором b.

NB! Проточную часть вентилятора характеризует его аэродинамическая схема [2], где приведены все размеры, выраженные в процентах от диаметра рабочего колеса. Соответственно, идёт привязка основных размеров к одному параметру. Таким образом можно получить другие типоразмеры вентиляторов путём масштабирования. (см. ГОСТ 5976—2020 п.3.1.13)

Согласно чертежу выше, зазор должен составлять 0,5% от диаметра рабочего колеса с учётом допусков. В книге [2] для ВЦ4-70 зазор составляет 1%.

Сейчас аэродинамические схемы остались только в справочной советской литературе и все производители используют свои собственные конструкторские наработки и ТУ.

В современных реалиях в условиях капитализма, зачастую приходится жертвовать высоким КПД вентилятора с минимально возможным зазором в угоду другим факторам. Например скоростью изготовления. На рынке у VKT заявлены сроки от 5 до 7 дней на радиальный вентагрегат.

Для подтверждения характеристик линейки своих вентагрегатов, у ВКТ есть собственная аэродинамическая лаборатория. Тут же на заводе они производят балансировку колёс вместе с электродвигателем на специальном стенде. На фото сам стенд, панель оператора и далее кран балка для транспортировки крупногабаритных колёс с двигателем.

Стенд для установки крыльчатки с эл.двигателем для балансировки
Стенд для установки крыльчатки с эл.двигателем для балансировки
Кран балка и панель оператора при балансировке
Кран балка и сам измерительный прибор Schenk CAB

Смещение центра масс вентагрегата относительно его геометрического центра указывается на дисплее оператора и измеряется специальными датчиками при его вращении. Дальше нужно только добавить «грузики» на передний и задний диск рабочего колеса. Процесс производят в несколько итераций, пока не добиваются желаемого результата. Если хоть раз делали балансировку колёс на шиномонтаже — то тут тоже самое!

Далее можно увидеть уже собранные каркасные секции с вентагрегатами. Особое внимание обратили на секцию минимального типоразмера установок, в которой двигатель устанавливается под углом. Это делается для того, чтобы была возможность добраться до клеммной коробки движка.

Внутри завода ВКТ/VKT.

Далее о теплообменниках. Помимо того, что на них (жидкостных) мы также встречаем шестигранники  для выпуска воздуха, стоит отметить один из увиденных нами на втором фото ниже.

VKT теплообменники. Шестигранник для выпуска воздуха
Отверстие для выпуска воздуха.
Фреоновый 2-х контурный теплообменник по типу Face control
Фреоновый 2-х контурный теплообменник по типу Face control

Похожий теплообменник нам встречался на другом заводе. Помимо необходимости соблюдать одновременный перегрев обоих контуров о котором я писал ранее (см. статью с завода теплообменников), хочется отметить следующее:
— Он выполнен универсальным, полностью симметричные 2 контура. Его можно устанавливать в любом положении. Но данная универсальность не идёт на пользу второму контуру, у которого газовая трубы выведена сверху (при установке данного теплообменника горизонтально в ПВ установке). Чаще всего на коллекторах рекомендуется делать выпуск снизу, особенно при низкой скорости в коллекторе в нижней его точке, т.к. есть риск залегания масла в нём…и, соответственно масляного голодания компрессора, что в свою очередь приведёт к его поломке.

Далее на заводе нам встретился интересный вариант резервирования электродвигателя для вентагрегата ПВ установки. В данном случае для основного вентилятора используются схема с прямым приводом (или Plug in), а резервный электродвигатель подключается ременной передачей к основному через шкивы и ремень.

Внутри завода ВКТ/VKT. Резервирование электродвигателя
Совмещённая схема резервирования (с прямым приводом и с ремнём)

Совмещение двух разных типов передачи вращения на рабочее колесо не может дать одинаковый результат (На электродвигателях с клиновидными шкивами возможны проскальзывания ремня). Для большинства типовых задач вполне подойдёт, больше похоже на вынужденную меру по резервированию.

В любом случае, исполнение резерва с вентиляторами 2-х стороннего всасывания или 2-мя вентиляторами с прямым приводом VKT также делает. Всё зависит от запроса проектировщика.

Вентиляторы двухстороннего всасывания
Вентиляторы двухстороннего всасывания с резервом на 2-х ремнях и двигателях.

Что касается фурнитуры для каркасно-панельных установок, то стандартное крепление панельных секций осуществляется в установках на «барашки», но есть опция и с установкой ручек вот в таком варианте (на фото ниже). Уплотнитель секций самоклеящийся,  приклеивается по периметру каркаса.

Внутри завода ВКТ/VKT. Барашки секций
Прижим панели на «Барашки» и сам уплотнитель.
Внутри завода ВКТ/VKT. ручки и петли секций
Ручки и петли для дверей в секциях (опция)

Что касается противопожарных клапанов, то ВКТ на российском рынке занимает одно из лидирующих позиций по широте модельного ряда. Для производства противопожарных клапанов используется, как правило оцинкованная сталь толщиной 1,0 мм. Сборка корпуса и фланцев на заклёпках. Для клапанов прямоугольного сечения размер фланца 30мм. На фото ниже клапаны с приводами и без.

Внутри завода ВКТ/VKT.

Внутри завода ВКТ/VKT. Противопожарные клапаны
Заклёпки на корпусе и сама заслонка клапана с заполнителем.

ВКТ комплектует клапана стандартно электромеханическими приводами MB и MBE — Mibex (китай). На фото ниже, но есть опция и с комплектацией Siemens/Belimo, а также электромагнитом.

Внутри завода ВКТ/VKT. Противопожарные клапаны
Приводы противопожарных клапанов Mibex (китай)
Внутри завода ВКТ/VKT. Противопожарные клапаны
ППК в собранном виде с площадкой и крышкой привода.

Ну и напоследок, хочу рассказать и показать различные станки для производства. Особо интересными нам показались полностью роботизированные руки, которые на гибочном станке выполняют незамысловатые операции из заготовленных болванок — выглядит примечательно, ведь не каждый производитель готов потратиться на покупку роботизированной руки для ускорения производства.
Внутри завода ВКТ/VKT. Станки.

Также большое количество станков с ЧПУ от финского бренда Finn power на фото ниже.

Внутри завода ВКТ/VKT. Станки.
Гидравлический координатно-пробивной пресс с ЧПУ
Внутри завода ВКТ/VKT. Станки.
Штамповочный станок Finn power SG
Внутри завода ВКТ/VKT. Станки.
Finn Power E5 Перфоратор с ЧПУ

Думаю на этом стоит остановиться. Оборудование ВКТ занимает свой ценовой сегмент, при этом выделяется аккуратностью и качеством среди конкурентов. Впечатляет сам процесс производства, от завода остаются хорошие впечатления, оно структурировано и хорошо функционирует. У каждой детали, своё место в цепочке, — которая настолько отлажена, что ВКТ озвучивает сроки производства на часть своих изделий в 2-3 дня. Это, безусловно, важный показатель.

Спасибо за внимание. Надеюсь данная информация оказалась для Вас полезной. По любым вопросам сотрудничества, а также: поблагодарить, покритиковать или задать вопрос — можно писать на почту (nikolaev.hvac@gmail.com) или в Телеграм @NHVAC

Примечание к статье:
Данный материал имеет субъективный характер и может отличаться от позиции завода-изготовителя.
Хочется также отметить, что экскурсия была в начале 2023 года, но материал публикуется только сейчас, выражаю отдельное спасибо Андронову Фёдору Игоревичу за поддержку в публикации материала!

Ссылочные материалы:

[1] РМ 38.14.008-94 «Вентиляторы радиальные (центробежные) и осевые. Эксплуатация и ремонт»

[2] Соломахова Т. С., Чебышева К. В. Центробежные вентиляторы. Аэродинамические схемы и характеристики: Справочник- М.: Машиностроение, 1980. — 176 с., ил.